Главная arrow Рассказы arrow Пастырь
11.05.2011 г.
 
 
Главное меню
Главная
Биография
Отзывы
Сценарии
Фото
Карта сайта
Произведения
Всемогущий атом
Маджипур
Повести
Рассказы
Романы












Пастырь Печать
Оглавление
Пастырь
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
. Сразу после завтрака мы
сообщили об этом нашим альфам. Никаких эвфемизмов, голый факт. Рамона
заскулила, и вид у нее стал такой, словно она вот-вот заплачет. Но она
оказалась единственной, кто не сдержал своих чувств. Лео долго и
внимательно смотрел на меня - я почти уверен, с состраданием, - потом
подошел и крепко обнял. Гримски отступил в сторону и принялся
разговаривать сам с собой на новом языке жестов.
Последний раз шимпанзе собирались неделю назад, а теперь снова
возобновили сходки в дубовой роще.
Камеры давно установлены. Даже если мы не сумеем расшифровать новые
знаки сразу, можно будет записать их на ленту, а позже сколько угодно
анализировать с помощью компьютера. Пока не поймем.


Мы уже просмотрели первые записи сходки в дубовой роще, но я бы не
сказал, что они что-то прояснили.
Прежде всего, шимпанзе сразу вывели из строя две камеры. Аттила заметил
их и послал Гонцо с Клавдием сорвать. Остальные, к счастью, остались
незамеченными, но то ли случайно, то ли умышленно шимпанзе расположились
так, что ни одна камера не давала хорошего ракурса. Нам удалось записать
несколько фрагментов из речи Лео и обмен репликами между Алисой и
Анной-Ливией. Пользовались они стандартными и новыми жестами, но мы не
знали контекста, и разговор показался нам бессвязным и невразумительным.
Случайно встречающиеся символы типа "рубашка", "шляпа", "человек",
"перемена" и "банановая мушка" были густо пересыпаны знаками, не
поддающимися расшифровке. Все это означало что-то вполне конкретное, но
никто не мог догадаться, что именно. Ни ссылок на Хэла Венделманса, ни
прямых упоминаний о смерти мы не заметили. Возможно, мы обманываемся
насчет важности происходящего. Но возможно, и нет. Кое-какие новые знаки
нам удалось зафиксировать, и днем я спросил Рамону, что означает один из
них. Она засуетилась, заскулила, явно испытывая неловкость, что в общем-то
было понятно: я задал ей сложную абстрактную задачу - дать определение.
Рамона беспокойно вертелась и посматривала по сторонам, потом наконец
отыскала взглядом Лео и изобразила знак, о котором я спрашивал. Лео тут же
приблизился, оттолкнул ее в сторону и начал рассказывать мне, какой я
умный, хороший и добрый. Возможно, он среди них гений, но гений у шимпанзе
- это все-таки шимпанзе, и я сказал ему, что меня все эти льстивые речи не
обманывают. Затем спросил, что означает новый знак.
- Прыгнуть-вверх-вернуться-снова, - изобразил Лео.
Простая фраза, обозначающая веселые развлечения шимпанзе? Так я
поначалу и думал. К такому же выводу пришли мои коллеги. Но Дейв Йост
засомневался.
- Почему тогда уходила от ответа Рамона?
- Не так-то легко дать определение, - сказала Бет Ранкин.
- Но Рамона одна из самых сообразительных. Она на это способна.
Особенно если знак может быть передан четырьмя другими уже устоявшимися
символами, как показал Лео.
- Что ты имеешь в виду, Дейв? - спросил я.
- Возможно, "прыгнуть-вверх-вернуться-снова" и означает какую-нибудь их
игру, - сказал Йост, - но с таким же успехом это может быть
эсхатологическим термином, священным знаком, краткой метафорой,
описывающей смерть и воскрешение. Вы не согласны?
Майк Фалкенберг насмешливо фыркнул.
- Боже, Дейв, надо же так вывернуть все наизнанку!
- Но ты все-таки подумай.
- Полагаю, ты впадаешь в крайность, приписывая их символам слишком
глубокое содержание, - сказал Фалкенберг. - Уж не хочешь ли ты сказать,
что у шимпанзе есть теология?
- Мне думается, что сейчас у них идет процесс формирования религии, -
ответил Йост.
Возможно ли такое?
Иногда, как заметил Майк, при работе с шимпанзе мы действительно теряем
ощущение реальности, переоценивая порой их умственные способности. Но я
думаю, что столь же часто мы их недооцениваем.
Прыгнуть-вверх-вернуться-снова.
Да уж. Тайные священные речи? Теология у шимпанзе? Вера в загробную
жизнь? Религия?
Они знают, что у людей существует целый комплекс ритуалов и верований,
который называется религией, хотя трудно сказать, как много они из всего
этого понимают. Концепцию религии преподнес им уже довольно давно Дейв
Йост во время метафизических дискуссий с Лео и другими альфами. Для
простоты он предложил им иерархическое устройство мира, которое начиналось
с бога. Ниже шли люди, потом шимпанзе, потом собаки, кошки и так далее до
лягушек и насекомых. Что-то вроде великой цепочки жизни, упрощенной для
понимания шимпанзе. Они, разумеется, уже видели насекомых, лягушек, кошек
и собак, поэтому захотели, чтобы Дейв показал им бога. Ему пришлось
объяснить, что бог неосязаем, недоступен и живет высоко наверху, хотя его
естество пронизывает весь окружающий мир. Сомневаюсь, чтобы они многое
поняли. Однако Лео, постоянно поражающий нас своим умом, захотел узнать,
как мы общаемся с богом, если его нет рядом с нами и он не делает знаков

 
« Пред.   След. »


Другие произведения
Новости фантастики